Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников
Формирование основ гражданско-патриотической культуры детей дошкольного возраста в детском саду
Организация работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы с воспитанниками учреждений образования, иных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родителями (законными представителями) воспитанников по формированию основ гражданско-патриотической культуры, утвержденными Заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В.Кадлубаем.
Руководствуясь требованиями нормативных правовых документов в сфере образования, проводится работа по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в каждой возрастной группе.
С учетом возрастных особенностей, требований Учебной программы дошкольного образования, реализация задач обеспечивает:
- приобретение воспитанниками первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях;
- воспитание у детей уважительного отношения к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитниками Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны;
- формирование у воспитанников первичных представлений об основах государственной идеологии;
- привитие им общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
- формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения, обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм, приобщение к общечеловеческим и гуманистическим ценностям.
Реализация образовательного процесса по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников осуществляется:
- в специально организованной деятельности на занятии по образовательной области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», “Изобразительное искусство”, “Музыкальное искусство”, “Художественная литература” во всех возрастных группах;
- в нерегламентированной деятельности воспитанников (игровой, познавательной, художественной, общении, трудовой);
- во время проведения режимных моментов (утренней гимнастики, прогулки)
Средства, методы и приемы, используемые педагогическими работниками в работе с детьми по формированию основ гражданско-патриотической культуры:
наблюдение, беседа, чтение художественной литературы, разучивание фольклорных произведений, исполнение народных песен, танцев, рассматривание репродукции картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, создание коллективных (индивидуальных) работ в ходе изобразительной деятельности, разные виды игр (обрядовые, народные, дидактические, сюжетные, театрализованные, игры-путешествия), с/игровые комплексы, экскурсии (виртуальные экскурсии).
Развитию социальной активности в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует привлечение воспитанников к посильному общественно-полезному труду в ближайшем окружении.
Формирование у воспитанников представлений о Государственных символах Республики Беларусь обеспечивает достижение поставленных целей и задач. Изучение государственных символов осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, предусмотренное содержанием Учебной программы дошкольного образования в группе (с 4 до 5 лет), (с 5 до 6 лет), (с 6 до 7 лет): о Государственном флаге Республики Беларусь как об одном из национальных символов, элементах Государственного герба Республики Беларусь, Государственном гимне Республики Беларусь. В образовательном процессе по формированию представлений о государственных символах Республики Беларусь важно способствовать развитию у ребенка чувства гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, воспитанию осознания себя гражданином Республики Беларусь.
В ходе проведения образовательной работы для ознакомления воспитанников с государственными символами применяются следующие методы и приемы:
- рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного гимна Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагога, объяснением элементов государственных символов, что позволит ребенку более четко увидеть детали и различать их;
- рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, правительственные награды и др;
- привлечение внимания дошкольников к изображению символов нашего государства, встречающимися в повседневной жизни;
- приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам;
- объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь, прослушивание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагога о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнения) гимна;
- беседы с детьми о том, где и когда используются государственные символы (например, в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь);
- наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников
Приказом Министра образования Республики Беларусь от 25.05.2022 №368 “О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию” определено, что в учреждении дошкольного образования необходимо проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием Государственного флага Республики Беларусь на постоянной основе в дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного флага. Государственного геба и Государственного гимна Республики Беларусь, День независимости Республики Беларусь). В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.
Система работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников требует организации особых условий, создания развивающей предметно-пространственной среды, комплекс ощущений и эмоциональных переживаний воспитанников. Для педагогических работников разработаны рекомендации по созданию в группе центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры с учетом возрастных особенностей детей и соблюдения следующих требований: информативности (наличие, многообразие, целесообразность дидактического информационного материала), стабильность и динамичность (создается на длительный срок, но с регулярно вносимыми изменениями), вариативность (дидактический материал должен быть разнообразным по содержанию и по способу его предоставления), интегративность (использование дидактического материала при решении задач различных областей учебной программы дошкольного образования). Важно, чтобы наполнение центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры осуществлялось с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников.
Успешная реализация образовательного процесса по формированию основ гражданско-патриотического культуры во многом будет зависеть от тесного сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников посредством включения родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Взаимодействие и сотрудничество с родителями (законными представителями) в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей обеспечит реализацию ряда задач:
- приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и культурным ценностям;
- формирование активной жизненной позиции, гражданского самосознания воспитанников;
- накопление у детей положительного эмоционального опыта, развитие их познавательной мотивации;
- расширение представлений и обогащение знаний всех участников образовательного процесса по вопросам формирования основ гражданско-патриотической культуры
Для установления тесного сотрудничества и взаимодействия актуально организация и проведение:
консультаций для родителей (законных представителей) по вопросам патриотического воспитания детей в семье,
семинаров-практикумов, встреч за круглым столом, вечеров вопросов и ответов, совместных экскурсий (в том числе и виртуальных), маршрутов выходного дня (посещение театров, музеев, выставок, достопримечательностей родного города, столицы, республики),
участие в праздничных городских мероприятиях,
реализация совместных образовательных проектов (“Моя родословная”, “Наши семейные традиции”, “”Народный театр батлейка, “Никто не забыт, ничто не забыто” и др),
совместные творческие выставки, фотовыставки (“Поколения”, “Профессии наших родителей”, “Традыцыйныя рамествы Беларусі”, «Дзень роднай мовы» і др)
изготовление книг, фотоальбомов (“Я и моя семья”, “Древо моей семьи”, “Я помню, я горжусь”)
совместное изготовление костюмов, декораций, атрибутов, кукол для спектаклей, участие в постановках.
По прежнему актуально размещать информационный материал в родительских уголках, на сайте, в родительских чатах (“Интересные факты из истории нашего города”, “Приглашаем принять участие”, “Прочитайте вместе с ребенком”, “Ко Дню Победы!” и т д)
Для достижения поставленных целей и задач в информационно-методическом кабинете учреждения дошкольного образования создана библиотека “Моя первая книга на белорусском языке”, имеется подборка журнала “Вяселка”, информационно-познавательный материал “Мой город – моя Родина”, “Залатая спадчына Беларусі”, “Минск – столица Беларуси”. С помощью информационно-коммуникативных технологий разработаны виртуальные экскурсии по областным городам Беларуси, к достопримечательностям родного города. В кабинете имеется подборка “Музыкальные шедевры Беларуси”, “Архитектурные шедевры Беларуси” .
Повышению качества образовательного процесса по формированию основ гражданско-патриотической культуры в учреждении дошкольного образования способствует применение учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь (из серии “Старонкі роднай зямлі”, “Мои первые уроки”, “Свет дзяцінства”, “Тропинки познания”).
Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»
Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.
Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа; но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Нынешнее общество влияет на детей и подростков далеко не с лучшей стороны: налицо погоня за удовольствиями, эгоизм, расчет, приобретательство, потребительство.
Поэтому вопрос о патриотизме становится сегодня особенно важным, так как без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.
Итак, сегодня мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с вопросом: как воспитать в ребенке патриотизм.
На самом деле патриот - это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.
Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?
И здесь будут уместны некоторые рекомендации:
- Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.
- Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.
Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
Нам родителям, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.
- Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
- Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны,никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!»
Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.
- Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.
- Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.
Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.
В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!